Известно, что слава Киевской Руси гремела когда-то по миру. Князь Олег Вещий в знак победы прибил свой щит на ворота Царьграда. "Иду на Вы!" - извещал Святослав перед походом на врага.
Еще в ІХ веке Киевскую Русь называли Гарданией, то есть страной городов. Дочек князей русских брали себе в супруги самые славные короли Франции, Чехии, Германии, Польши.
Тогда за неграмотных французских королей подписывалось Анна-Ярославна. А княжна Конгута, что отличалась и поэтическим талантом, была женой чешского короля Оттокара ІІ.
В "Истории королевства чешского" Вацлава Томека читаем: "Слава Оттокара разнеслась по всей Европе. Татары называли его железным королем.
Оттокар женился (1261 г.) на прекрасной Конгуте, дочери Ростислава Михайловича, князя русского".
Интересно, что Конгута стала первой значительной чешской поэтессой, и ныне "Антология древней чешской литературы", изданная в Праге в 1987 году, включает стихотворение Конгуты под заглавием "Конгутина молитва".
В ХV веке украинский ученый
Юрий Дрогобыч
был широко известен в Европе как автор одного из первых в мире астрономических календарей, как доктор медицины и философии,
ректор Болонского университета и профессор Ягеллонского университета в Кракове, где его лекции слушал Николай Коперник.
Прославленный арабский историк и путешественник Павел Алепский, который вместе со своим отцом Антиохийским патриархом Макарием путешествовал по Украине в середине ХVІІ века,
был потрясен, увидев страну, "полную жителей и замков, как гранатное яблоко зерен".
Павел Алепський в путевых заметках отмечает высокую культуры и образованность населения: "По всей земле казацкой мы заметили прекрасную черту, которая нас очень удивляла: все они,
за малым исключением, в большинстве даже их женщины и дочери, умеют читать и знают порядок богослужбы и церковное пение. Кроме того, священники учат сирот и не допускают, чтобы они слонялись по улицам".
Есть свидетельства, что среди прикованых к турецким галерам пленных запорожцев были знавшие по шесть и больше языков.
Еще в ХVІ веке в
Украине
функционировала высшая школа -
Острожская академия.
А позднее
Михаил Ломоносов учился в
Киево-Могилянской академии, широко известной в то время
во всем славянском мире. Здесь училось многие молодые люди - восточные и южные славяне.
А чтобы дать образование царским детям, как писал И. Огиенко. "1664 года прибыл в Москву украинец Семен Полоцкий, призван туда учить царевичей Алексея и Федора и царевну Софию,
учил он и царевича Петра"...
А потом потянули на
Москву наши земляки и "за сладости и за прихоти мирские" понесли туда свои силы и знания.
Степан Яворский, Дмитрий Ростовский (Данила Туптала), Феофан Прокопович...
Об этом свидетельствует и белорусский исследователь П. Бессонов: "Малоросы заняли здесь самые видные, влиятельные места, от иерархов, до управлений консисторий,
ими устроенных, от воспитателей семьи царской до настоятелей монастырских, до ректоров, проректоров и учителей".
В том же ХVІ веке в
Луцке появляются поэты - создатели новейшего книжного стиха - Елена Копоть и Иван Журавницкий, которые писали на народном языке.
Особенно отличались они своими сатирами, за которые были даже вынуждены предстать перед судом. Это было живым проявлением процессов эпохи Возрождения в Украине в те бурные, сложные времена.
Полной противоположностью
Украине
в те времена была
Москва.
Москва имела сельский характер столицы земледельческого государства.
Яркую картину допетровой Москвы изобразил в труде "Политические думы" серб Юрий Крижанич, который во второй половине ХVІІ века 20 лет прожил в Москве.
Он отмечал, что московиты не умеют культурно разговаривать, а кроме того, к их главным порокам относятся также лень, пьянство и расточительство. Московиты не умеют держаться с достоинством.
От этого в государстве царит беспредел, неопределенность или же чрезмерная жестокость.
Не случайно в 1927 году в
Париже князь Николай Трубецкой писал в книге "К украинской проблематике":
"Та культура, которая со времен Петра живет и развивается в России, является органическим и непосредственным продолжением не московской, а киевской украинской культуры".
Переяславское соглашение действительно было поворотным этапом в истории Украины, потому что оторвало нашу Родину от традиционных связей с европейскими странами.
Мировую славу имеют научные открытия в космонавтике и ракетостроении целой когорты украинцев: Александра Засядько, Николая Кибальчича, О.-Ю. Шергея-Кондратюка и таки же украинцев -
Константина Циолковского, Сергея Королева...
Мало кто сейчас знает про гениального скульптора
Александра Архипенко,
ориенталиста Агатангела Крымского.
А кто помнит о Даниле Самойловиче - основателе отечественной эпидемиологии, который на целое столетие опередил открытие Луи Пастера?
Кто помнит о прославленном украинском пчеловоде
Петре Ивановиче Прокоповиче - основателе отечественной науки о пчеловодстве, изобретателе первого мире рамочного улья?
Однако именно в его первой в мире пчеловодческой школе учились пчеловоды не только из Украины и России, но и из Грузии, Венгрии, Италии, Германии, Польши.
Кто знает о том, что сын поэта Павла Грабовского - Борис - изобретатель телевидения, и еще в 20-х годах на созданном им телеэкране было отображено движение трамвая в Ташкенте.
Вместо этого в мире знают как "российских" кинематографистов Александра Довженко и Андрея Тарковского, певца Вертинского,
путешественника
Миклуху-Маклая,
писателей Бальмонта, Мережковского, Пикуля да еще многих других украинцев.
Первоисточники:
"Слава і біль України" - Леоніла Міщенко, доктор філологічних наук, професор Львівського національного університету ім. Івана Франка
“Україна і Росія: партнерство чи протистояння?” (Етнологічний аналіз) - Гринів Олег, Львів, Інститут народознавства НАН України 1996р
Сайт "Агропчелопром"